Налоговый юрист как ключ к успешному бизнесу
Кредит под залог машины: риски для клиента
Склады: что это, и способы применения
СЭД - система электронного документооборота: плюсы, минусы и как выбрать идеальное решение
![](http://www.pojarnayabezopasnost.ru/side.png)
![](http://1by.by/mails/pojarnayabezopasnostru.png)
→ Как анализировать стихотворение
Как анализировать стихотворение
Поэзия занимает важнейшее место в культуре любого общества. Со стихотворными формами мы сталкиваемся ежедневно, но, конечно, не все они становятся достоянием и наследием нации. Творения величайших же мастеров давно вошли в литературные хрестоматии, и олицетворяют собой высшую ступень стихотворного искусства. Иногда появляется потребность «разобрать по полочкам» какое-либо произведение. В первую очередь это, конечно, нужно ученикам и студентам филологических факультетов, а также учителям и преподавателям. Хотя иногда даже самого далекого от поэзии человека поражает какое-либо произведение, и он пытается проанализировать его содержание.
Несмотря на кажущуюся легкость, даже самое небольшое стихотворение несет в себе огромный смысл (если мы говорим о тех, что вышли из-под пера настоящих мастеров), отыскать который порой довольно сложно. Также есть десяток внешних признаков, по которым можно описать стих. Поэтому анализ любого стихотворения включает в себя две основы:
- Описание «внешних» характеристик стихотворения (то есть в каком стиле написано, какие обороты речи употреблены, какая рифма выбрана, какой стихотворный ритм задан и т. д.).
- Наполнение, идейный смысл произведения (образы, идея, что автор хотел сказать и т. д.).
Также в анализ часто включают пункт с отношением к стихотворению со стороны пишущего человека.
Другие интересные статьи:
Подготовка к анализу текста
- Выбросьте все лишнее из головы и прочитайте стихотворение со всей возможной вдумчивостью.
- Стихотворение следует прочитать столько раз, чтобы слова практически «соскальзывали» у вас с языка (для одних достаточно двух раз, для других нужно больше). Таким образом, вы поймаете «ритм» стихотворения и настроитесь на одну с ним волну.
- Сразу же отметьте для себя, какие чувства произведение производит на вас, созвучно ли оно с вашими мыслями, или, наоборот, чуждо вам?
- Узнайте основные вехи биографии автора и особенно того периода, когда данное стихотворение было написано. Что привело автора к написанию этих строк, кому они посвящены?
- Подумайте о смысле и идее, которые автор хотел передать читателю. Может быть, есть скрытый смысл или применена аллегория?
- Ознакомьтесь со всеми незнакомыми понятиями из плана анализа.
- Приступайте к анализу на бумаге.
Развернутый план анализа стихотворения
- Кто автор стихотворения, и какое название оно носит (часто не выделяется в отдельный пункт плана, а является своеобразным названием работы).
- Когда было создано и какие события предшествовали созданию данного произведения. Что сподвигло автора написать данный стих. Рядовое ли это произведение, или выбивается из общего ряда авторских стихов?
- Какова основная мысль произведения? Есть ли в нем сюжет? Или описаны чувства? К какому литературному направлению относится (романтизм, символизм, сюрреализм, реализм, футуризм и т. д.)? К какому жанру можно данный стих отнести? Может быть: ситуационный, лирический, пейзаж, философский, памфлет, ода, сатира, баллада и т. д.
- Какова композиция стихотворения? Каким образом делится на строфы? Как распределяется «сюжет» стиха по строфам: каждая строфа имеет законченную мысль, или является логическим продолжением прошлой? Особенности рифмы: парная (когда между собой рифмуются 1 и 2 строчки, 3 и 4; схематически это пишется так – ААББ), перекрестная (АБАБ) или кольцевая (АББА). Есть ли анафоры (дополнительная рифма в виде слов в начале строчек)? Каков размер стихотворения (ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактель и т. д.)? Есть ли вывод, или финал открыт?
- Какова лексика стиха, какую речь автор использует для подачи идеи (научная, публицистическая, разговорная, литературная)? Употребляются ли различные образные фразы или слова? В частности: аллегория, ирония, гипербола, эпитеты, одушевление, метафоры? Встречаются ли архаизмы? Есть ли повторы слов, риторические вопросы? Нарушен ли порядок построения слов в предложении?
- Как раскрыт образ героя повествования? Если рассказ от лица самого автора, то какие переживания в душе у лирического героя?
- Опишите свое отношение к данному произведению. Какой урок оно преподнесло вам? Схожи ваши мысли и чувства с переживаниями героя/героев? Были ли в вашей жизни подобные ситуации? Дайте свою оценку стихотворению.
Советы по работе над анализом стихотворения
- Анализ стихотворения можно делать по плану, то есть по подпунктам, а можно писать в виде сочинения. Каждый пункт можно описать кратко, а можно развернуто. Это зависит от вашего конкретного задания и от требований учителя/преподавателя.
- Изучите все термины, чтобы не путаться в понятиях.
- Если анализ стихотворения носит проверочный характер, то вполне уместно будет дать краткое определение всем терминам, которые вы употребляете в работе (например, пояснить, что такое гипербола или аллитерация).
- К каждому пункту плана вы должны подобрать доказательства в виде строк из стиха. Если вы нашли аллегорию, то продемонстрируйте это; если считаете, что автор символист, то докажите это строками, и т. д. Без цитат ваша работа также будет иметь мало смысла.
- Всегда пишите честное мнение о стихе. Если он вам не нравится или он не созвучен с вашими мыслями, то так и пишите, только аргументируйте. Иначе фраза наподобие «Мне не нравится стих» не будет иметь никакого смысла, и не будет нести никакой ценности. А вот если вы поясните, почему вам не нравится произведение, то ваше мнение будет засчитано.
Трудно проанализировать только первое стихотворение. Второе, третье и последующие охарактеризовать будет гораздо легче. Основная задача анализа заключается в том, чтобы вы доказали не только понимание того, что лежит на поверхности, но и того, что прячется между строк. Кроме того, для преподавателя важно:
- как вы умеете находить и систематизировать материал;
- насколько грамотна и литературна ваша речь;
- как вы владеете понятийной базой;
- критичность вашего мышления.
Теперь вы знаете, что нужно для того, чтобы грамотно и на «отлично» проанализировать любое стихотворение. Удачи!